ЮИД

24.08.2024

Документы по ПДД в образовательной организации 

Инструктивные материалы

Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность образовательных организаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и инструктивные материалы

Международное законодательство

         Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990

         Декларация прав ребенка 1959

         Конвенция ООН о правах ребенка, 1989

 Указы Президента Российской Федерации

         Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»

         Указ Президента РФ от 07.052012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»

 Федеральное законодательство

  • Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 21.05.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»
  • Приказ Минобразования Российской Федерации от 26.11.2002 № 4125 «О совершенствовании системы повышения квалификации и профессиональной подготовки педагогических кадров высших и средних специальных учебных заведений»
  • При Приказ Минобразования Российской Федерации от 09.07.1996 № 354 «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России»
  • Приказ МВД России от 02.12.2003 № 930 «Об организации работы Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации по пропаганде дорожного движения»
  • Приказ МВД России от 31.08.2007 № 767 «Вопросы организации сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции»
  • Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.02.1998 № 322        «Об   утверждении      базисного   учебного     плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации»
  • Правила дорожного движения Российской Федерации
  • Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации
  • Методические рекомендации по обеспечению санитарно- эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 21 сентября 2006 года и Главным государственный инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации В.Н. Кирьяновым
  • Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними нарушителями норм и правил в сфере безопасности дорожного движения (в соответствии со ст. 20 Федерального закона Российской Федерации от 21.05.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Постановления Правительств субъектов Российской Федерации
  • Распоряжения, приказы, указания, информационно-методические письма органов управления образованием субъектов Российской Федерации
  • Распоряжения, приказы, указания, информационно-методические письма органов управления Госавтоинспекции субъектов Российской Федерации
  • Устав, регламентирующий деятельность образовательных организаций
  • Приказы о назначении ответственных лиц за работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных организациях
  • Приказы о возложении ответственности за жизнь и здоровье учащихся при проведении туристских походов, экскурсий, экспедиций, (внешкольных мероприятий)
  • Должностные обязанности по охране труда административно- педагогических работников
  • Инструкция по охране труда при проведении массовых выездных мероприятий (туристских походов, экскурсий, экспедиций, занятий в парке и т.д.
  • Инструкция лицу, ответственному за работу по профилактике дорожного движения в образовательных организациях
  • Инструкция для педагогических работников образовательных организаций по предупреждению дорожного-транспортного травматизма с обучающимися и воспитанниками
  • Должностная инструкция сопровождающего (ответственного по безопасности) при перевозке детей в школьном автобусе
  • Методические рекомендации по работе с несовершеннолетними нарушителями норм и правил в сфере безопасности дорожного движения
  • Заявки на разрешение проведения внешкольных мероприятий
  • Журналы регистрации инструктажа на рабочем месте
  • Журналы проведения инструктажей с учащимися
  • Паспорт дорожной безопасности

Информационные материалы по БДД

19.08.2024

Безопасность дорожного движения и психологических особенности участников дорожного движения

Поведение пешеходов на дороге зависит от ряда причин, в числе которых следует выделить следующие группы факторов:

  • личностно-характерологические свойства людей;
  • возрастные особенности;
  • психические состояния.

Знания человека, его жизненные установки в их практическом осуществлении преломляются через личностные особенности. Всем известно, что имеются люди, обладающие осмотрительностью, осторожностью, и есть люди поверхностные, легкомысленные, склонные к быстрым решениям и непродуманным рискованным поступкам.
По-разному ведут себя в жизни дети, подростки, взрослые и пожилые люди. Требования дорожного движения в их сознании преломляются не только через возрастные характеристики, но и через их жизненный опыт.

Для человека свойственно необычайное многообразие психических состояний, которые определяют уровень внимания, осторожность, способность реально оценить ситуацию на дороге и, следовательно, как бы формируют уровень охранительного (безопасного) потенциала вообще и на дорогах в частности.

На дорогах сталкиваются интересы пешеходов и транспорта.
Автомобильные потоки являются для пешехода помехой, прерывают его путь к намеченной цели, что ведет к ожиданию, появлению нетерпения и стремлению прервать быстрее задержку.

Установлено, что если длительность ожидания на перекрестке превышает 16 - 17 секунд, то пешеходы стремятся сократить его и чаще нарушают правила соблюдения сигналов светофора. Величина относительного времени ожидания является отражением сложных психологических (биоритмических) процессов в организме человека.

Задержка на перекрестке, вызванная необходимостью пропустить транспортный поток, требует напряжения воли и сопровождается реакцией «томительного ожидания». 1Эта реакция приобретает особый, более острый характер, если пешеход не пропускает поток движущихся автомашин, а ожидает разрешающего сигнала светофора при свободном, в понятии пешехода, перекрестке. Эта задача воспринимается человеком и разрешается им в зависимости от личностно-характерологических особенностей.

В зависимости от характера человека его отношение к соблюдению Правил дорожного движения может быть различным.

Рассмотрим подробнее психологические особенности поведения отдельных групп участников дорожного движения.

Дети.

Психология детей характеризуется поверхностным восприятием требований соблюдения правил дорожного движения, легкомысленным отношением к переходу дороги, малым практическим опытом. Наиболее  частой причиной детского дорожно-транспортного травматизма является их игровая или иная увлеченность. Концентрация внимания на увлекающих моментах игры создает условия, когда дети выскакивают на проезжую часть, переходят улицу по запрещающему сигналу светофора.
В этой связи находится и другое, крайне опасное для кризисной ситуации действие детей: логически не прогнозированное их поведение.
Испугавшись приближающейся автомашины, ребенок импульсивно, не оценивая ситуацию, бросается в сторону приближающейся с противоположной стороны машины. Дети, опасаясь дороги, могут, взглянув в одну сторону, побежать через проезжую часть, не оценив ситуации с другой стороны.

Эти и другие особенности детей требуют постоянного напоминания им взрослыми (воспитателями, педагогами, родителями и сотрудниками подразделений Госавтоинспекции) о необходимости быть осторожными и внимательными. Большое значение имеет участие детей в различных, специально организуемых дорожных играх, викторинах, конкурсах, смотрах.
В записных книжках, альбомах дети регулярно должны рисовать свой маршрут движения в школу с обозначением мест переходов и опасных перекрестков.

Если в отношении детей понятие категории лиц с повышенным риском в нашем обществе устоялось, то склонность к риску подростков существенно недооценивается.


Подростки.

Сложность проблемы поведения подростка на дороге заключается не в незнании правил, хотя и такое бывает, а в поверхностном, несерьезном, а иногда и нигилистическом отношении к их соблюдению.
Подростковый возраст характеризуется мощным приливом физической силы, большим оптимизмом, нередко чувством превосходства и, конечно же, малым жизненным и практическим опытом, в силу чего требования правил дорожного движения ими недооцениваются в их социальной и личностной значимости. К сожалению, не невнимательность, а легкомыслие и бравада составляют основную причину риска подростков при переходе улиц.
Причина этого риска связана иногда с театральной демонстрацией своего мужества окружающим; нередко это демонстрируется водителю приближающегося транспорта в виде «спокойного перехода» дороги на опасном расстоянии от приближающейся машины. Немалую часть среди подростков, получивших травмы на дороге, составляют лица, стремящиеся перейти перекресток в непозволительной по времени критической ситуации, что является следствием поверхностной оценки скорости приближающегося транспорта и дорожной обстановки вообще.

Согласно теории сенситивных периодов развития психики и личности ребенка, младший подростковый возраст (11-13 лет) является временем, когда они:
1) обладают незрелой нервной системой (импульсивностью, неуравновешенностью);

2) обладают гетерохронностью психического развития (неустойчивость внимания и логичность мышления, конвергентость мышления и недостаточный жизненный опыт);

3) осваивают модели самоутверждения и самовыражения в среде сверстников, референтных групп (гиперпотребность в самоутверждении);

4) ориентируются на нормы морали и поведения, принятые в референтных группах (конвенциональная мораль
) начинают оценивать себя, используя оценки других и  оценивая других (формируется самооценка);
6) проявляют независимость от взрослых и от их требований («чувство взрослости»);

7) проявляют чрезмерно выраженные черты характера (инфантильность, рискованность, ранимость, истеричность, лживость, нерешительность, агрессивность и пр.)

Это наиболее неуправляемый с точки зрения родителей и педагогов возраст.

В подростковом возрасте в качестве причин травматизма на дороге выступают иные психологические и возрастные особенности, чем в младшем. Соотношение причин детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) и психологических особенностей подростков.

Причины ДТП и ДДТТ

Психология младшего подростка

Негативизм в виде отказа от привычных и безопасных моделей поведения

Проявление чувства «взрослости»

Переоценка своих возможностей

Не зрелые самосознание и самооценка

Неумение брать на себя ответственность за свои действия

Незрелость нравственного и правового сознания

Склонность к риску, намеренное игнорирование или нарушение ПДД

Привлечение внимания референтной группы к своей личности, импульсивность

Незнание ПДД, сложившийся стереотип неправильного поведения на дороге

Ограниченный опыт безопасного поведения на дороге, конвергентное мышление

Использование ТС (мотоциклов, мопедов, автомобилей)

Самоутверждение в группе

Минимум знаний и умений вождения.
Демонстрация взрослости, рискованности


Старшие подростки 14-15 лет:
1) обладают однородностью психического развития (устойчивое внимание и логическое мышление, дивергентное мышление);

2) склонны к личностному самоопределению, проявлению чувства «взрослости»;

3) обладают сформированным самосознанием, знанием своих сильных и слабых сторон, устремленностью в будущее;

4) ориентируются на независимые от других нормы (автономная мораль).

Соотношение причин детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) и психологических особенностей старших подростков

Причины травматизма

Психология старшего подростка

Переоценка своих возможностей, невнимательность

Спешка по делам, увлеченность чем-либо

Сложившийся стереотип неправильного поведения на дороге

Социально-негативный опыт, автономная моральХочу такой сайт

Использование ТС (мотоциклов, мопедов, автомобилей)

Личностное самоопределение, демонстрация взрослости, рискованности


Основу воспитательной работы с подростками должна составлять концепция того, что нарушая правила, проявляя «смелое» поведение, они демонстрируют свой инфантилизм (младенческий, детский) как в глазах взрослых, так и сверстников, а также показывают плохой пример малышам.
Сотрудник Госавтоинспекции должен уметь убедить подростка в необходимости соблюдения правил дорожного движения, акцентируя внимание на его самооценку, умственные способности, возраст и умения адекватно оценивать ситуацию на дорогах.

Стремление к неоправданному риску, привычное использование формулы самоуспокоения «авось пронесет», отсутствие привычки обдумывать принимаемые решения и прогнозировать возможные последствия, безразличие к безопасности (своей и окружающих) также являются характерными чертами правонарушителя.

Применительно к правонарушениям в области безопасности дорожного движения следует особо подчеркнуть повышенную криминогенную роль психофизиологических особенностей личности (особенности восприятия, время и адекватность реакции и т.д.), ее психофизиологических состояний (утомление, стресс, растерянность).

Каждая экстремальная ситуация требует:

  1. оценки ситуации в целом, выделения главных и второстепенных факторов;
  2. мгновенного прогноза возможного ее развития;
  3. выбора оптимального решения для данной сложившейся ситуации, которое не может быть стереотипным.

Эти требования к успешному разрешению экстремальной ситуации должны осуществляться в считанные секунды.

Работа по профилактике ДТТ

19.08.2024

Причины, цели, задачи, содержание

Основными компонентами системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

  • органы исполнительной власти (Управление ГИБДД и управление образования);
  • образовательные учреждения, в структуре которых работают педагоги, владеющие знаниями, методами обучения и воспитания основам безопасности дорожного движения;
  • учреждения социально-культурной сферы;
  • организации и ведомства, прямо или косвенно причастные к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Объектами деятельности системы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются:

  • участники дорожного движения, в том числе воспитанники и учащиеся образовательных учреждений;
  • образовательные учреждения как объекты для совершенствования их учебно-методической и материально-технической базы;
  • педагоги образовательных учреждений;
  • родители не только как непосредственные участники дорожного движения, но и как участники процесса воспитания детей;
  • средства массовой информации.

Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет представителей Госавтоинспекции и органы образования в единую систему. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. И в этой связи, наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в любом образовательном учреждении - проблема, требующая многоаспектной и всесторонней педагогической деятельности. В ней актуализируются вопросы выбора форм работы с детьми; с родительской общественностью; с общественными организациями и предприятиями, работающими в сфере дорожного движения; с сотрудниками Госавтоинспекции, а также с другими заинтересованными организациями и ведомствами.

Основная цель профилактики детского дорожно-транспортного травматизма - сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения, создание условий для обучения детей правилам дорожного движения, что в свою очередь будет способствовать снижению уровня детского дорожно-транспортного травматизма.

Основными направлениями деятельности учреждений образования должны быть:

  • обеспечение непрерывности педагогического процесса, начиная с дошкольного учреждения, где формируются, развиваются, прививаются детям навыки безопасного поведения на улице и дорогах;
  • обучение и воспитание учащихся общеобразовательных учреждений основам безопасности дорожного движения и продолжение этого процесса в различного рода учреждениях дополнительного образования;
  • совершенствование форм и методов профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • развитие сети новых творческих объединений детей и подростков по изучению правил дорожного движения;
  • воспитание законопослушных и дисциплинированных участников дорожного движения.

Цели и задачи работы

19.08.2024

Цели и задачи профилактики

Профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность всех уровней государственных ведомств, общественных объединений и организаций, органов местного самоуправления.
Целью профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является:

  • развитие концептуально обоснованного системного подхода к обучению,профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
  • создание ситуации, препятствующей нарушению Правил дорожного движения;
  • разработка и апробирование концептуальной модели обучения Правилам дорожного движения и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
  • разработка и внедрение комплекса обучающих программ по обучению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • развитие сети специалистов и лидеров в области профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма из числа учителей школы, подростков и их родителей;
  • дать родителям знания и навыки, способствующие выработке привычки к безопасному поведению на дороге, как положительного примера для детей, и этим обеспечить эффективный подход к предупреждению дорожно-транспортного травматизма среди учащихся, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье и в процессе взаимодействия с детьми.

Для достижения этих целей требуется выполнение следующих основных задач:

  • проведение научно-обоснованной управленческой и организационной деятельности по созданию условий для эффективного достижения поставленных целей;
  • формирование высокофункциональных стратегий поведения и личных ресурсов, препятствующих нарушению Правил дорожного движения;
  • информирование детей о действиях и последствиях нарушения Правил дорожного движения, причинах дорожно-транспортных происшествий;
  • направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию соблюдения Правил дорожного движения учащимися;
  • привитие навыков самостоятельного и безопасного поведения на улице, усвоение понятий и соответствующего образа мышления;
  • разработка и апробирование моделей поведения ребенка в тяжелых и непредвиденных дорожных ситуациях;
  • разработка и апробирование рекомендаций по безопасному поведению детей на дороге и в транспорте;
  • пропаганда знаний безопасного поведения и участия в дорожном движении;
  • выявление родителей, нуждающихся в методической помощи и оказание им помощи по обучению детей Правилам дорожного движения.

Содержание работы по ПДДТТ

19.08.2024

Содержание деятельности

Содержание профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, определяемое его целью и задачами, обуславливается особенностями, динамикой и уровнем развития нашего общества, состоянием его экономической, духовной, социально-политической и других сфер жизни, проблемами формирования подрастающего поколения, главными тенденциями развития этого процесса.
С учетом этих факторов в содержании анализируемой деятельности можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента. Первый из них характеризуется более широкой социально-педагогической направленностью.

Он основывается на таких элементах как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, нравственным и другим проблемам, сохранение жизни и
здоровья детей (уважение к законности, ответственность за свое здоровье, а также здоровье окружающих, обеспечение дорожной безопасности и другое).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро. Только сформировав личность гражданина с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, интересами, установками, мотивами деятельности и поведения, можно рассчитывать на успешное решение более конкретных задач по подготовке к реализации профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
В современных условиях, возросло количество автотранспорта. В то время, когда решается проблема дорожно-транспортного травматизма, значительно возрастает роль и значение специфического компонента содержания профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, а также форм и методов пропаганды.

Это предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (прежде всего практического характера), которые возлагаются на государственные ведомства, общественные объединения и организации, органы местного самоуправления, органы образования, подразделения ГИБДД.

Специфический компонент профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью. Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым педагогом и родителями своей роли и места в профилактике и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма в современных условиях; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для сохранения жизни и здоровья детей.

В современных условиях в содержании профилактики и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма детей в качестве приоритетных выделяются следующие ценности:

  • общенациональность в государственном масштабе;
  • приоритет общественно-государственных над личными интересами;
  • формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личных ресурсов учащихся в соблюдении Правил дорожного движения;
  • создание условий для открытого доверительного общения, восприятия информации, творческой атмосферы работы с учащимися;
  • сохранение жизни и здоровья учащихся;
  • воспитание законопослушных граждан;
  • преемственность, сохранение и развитие лучших традиций в профилактике и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма;
  • социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права.

Система этих и других ценностей является важным фактором в профилактике и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма, характеризующихся высоким морально-психологическим состоянием учащихся.
Введение в содержание профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма воспитания этих и других ценностей -отражение объективных сторон общественного менталитета и российской государственности. Без таких ценностей и соответствующего теоретического и организованного обеспечения, система профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма будет оставаться непрочной конструкцией, оторванной от важнейших функций государства и от общественных приоритетов.
Эффективность профилактики детского дорожно-транспортного травматизма во многом зависит от активного взаимодействия сотрудников Госавтоинспекции с работниками органов управления образованием, воспитателями и педагогами образовательных учреждений различных типов и видов.

«Обучение граждан правилам безопасного поведения на дороге проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.

Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования,
здравоохранения и социальной защиты населения.

Положение об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включается в соответствующие образовательные стандарты.
Органы внутренних дел Российской Федерации и государственные средства массовой информации обязаны оказывать помощь соответствующим органам исполнительной власти в проведении мероприятий по обучению граждан правилам безопасного поведения на дорогах».


Из Закона РФ «О безопасности дорожного движения»
3. Основные направления и условия повышения эффективности системы профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма

3.1. Система профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.


Данная концепция предполагает рассмотрение профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма в качестве относительно самостоятельной системы. Связано это, прежде всего, с тем, что цель, задачи, содержание и принципы профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма реализуются на практике посредством функционирования сложной разветвленной системы, включающей различные звенья, структуры, органы, все многообразие путей,
форм, методов и средств осуществления этой деятельности.
Система предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма представляет собой установленные или сложившиеся порядок, содержание воспитательной и учебной деятельности на всех ее уровнях, начиная с класса, группы и заканчивая высшими органами управления. Назначение системы состоит в обеспечении на практике комплексного учета всех факторов, влияющих на профилактику и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, в создании необходимых условий и механизмов, способствующих повышению эффективности в процессе выполнения им задач в интересах общества, государства.
Система профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма включает:

  • формирование и развитие социально значимых ценностей, сохранение жизни и здоровья детей в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной школе, в других типах учебных заведений;
  • формирование у учащихся общеобразовательной школы готовности к действиям в специфических и экстремальных условиях на улицах и дорогах
  • деятельность отрядов юных инспекторов дорожного движения (ЮИД).
  • массовую работу по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, организуемую и осуществляемую государственными органами и организациями, органами местной власти и управления, правоохранительными органами и организациями (ГИБДД, Всероссийское добровольное общество автомобилистов (ВДОАМ), отделом молодежи и т.д.).
  • деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусств, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем предупреждения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, на формирование и развитие личности гражданина.

Организация и проведение мероприятий по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, включает в себя обширные и многообразные формы и методы по предупреждению и профилактике детского дрожно-транспортного травматизма, которые используются главным образом в
условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса, или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий, и др.) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным (кружках, курсах, секциях и др., беседы, утренники, 
вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, сотрудниками ГИБДД), совершенствование учебно-материальной базы и т.д.
Вторая группа, обусловленная спецификой содержания по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма менее разнообразна и характеризуется направленностью форм, проводимых преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д.

Наиболее перспективным в плане высокоэффективного выполнения задач по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании, образующих третью группу. К ней относятся такие формы, пришкольные лагеря, объединения различной направленности. Эти формы включают в себя различные, многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практическими компонентами по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.


Осуществление задач по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма предполагает использование системы средств, которая включает три основных компонента: материально-технический, образовательный и организационный.
К материально-техническим средствам относятся, классы и кабинеты для занятий по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, клубы, техника, специальное оборудование, макеты, учебные городки по ПДД, средства массовой информации.

Образовательные средства включают в себя основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению мероприятий по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию законопослушных граждан.

Организационные средства по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма  это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по
формированию и развитию личности обучающегося.


Все три группы тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга, и только комплексное их использование в процессе взаимодействия субъекта и объекта этой деятельности способствует достижению ее главной цели.
Важнейшим компонентом системы по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, условием ее эффективного 
функционирования являются субъекты этой деятельности. В настоящее время в профилактике детского дорожно-транспортного травматизма участвуют, с одной стороны, органы образования, местные органы, организации, ведомства, комитет по делам молодежи, физической культуре и туризму, районный военный комиссариат, РО ВДОАМ (Всероссийское Добровольное Общество Автомобилистов), органы здравоохранения.
С другой стороны, в профилактике и предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма участвуют различные объединения, которые в своей совокупности выполняют работу соответствующей направленности с учащимися. Эти организации не имеют научно обоснованных, развернутых программ деятельности и ориентированы на выполнение весьма ограниченных, хоть не редко и привлекательных задач. Степень организованности субъектов этой группы, как правило, является невысокой, а эффективность функционирования зависит от самых различных факторов, среди которых особую роль играют местные условия, материальная база, финансовая поддержка со стороны спонсоров
 и т.д.

Направления профилактики

19.08.2024

Направления педагогической профилактики

Разработку комплекса профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения для детей целесообразно проводить по пяти направлениям:

  • Информационное  обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
  • Развивающее  формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
  • Воспитательное  формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
  • Методическое  методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
  • Контрольное  система контрольных мероприятий по оценке эффективности внедрения программы профилактики ДДТТ.
Эффективность профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и его критерии

Ориентированность по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на конечный результат предполагает достижение в процессе его функционирования достаточно высокой эффективности, которая, в свою очередь, характеризуется определенными критериями.
Необходимыми условиями эффективности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма является регулярный учет нарушений Правил дорожного движения, фиксирование и его анализ, реально и конкретно проявляющихся в изменении ряда качественных и возрастных характеристик.

Эффективность зависит от:

  • состояния объективных и субъективных условий макро и микросреды и их учета в процессе работы по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • внутренней слаженности, упорядоченности, организованности и степени взаимодействия основных компонентов в системе предупреждения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (субъекты, их взаимосвязи, содержание, формы, методы, средства и др.).

Определение того или иного уровня эффективности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма производится на уровне критериев, которые выступают образцом, эталоном, выражают высший, наиболее оптимальный уровень по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, определяют степень его соответствии, приближения к норме. Основанием для выведения конкретных критериев эффективности является результат профилактики и предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, соотносимый с затраченными усилиями и объективно заданными параметрами этой деятельности, осуществляемой в интересах решения конкретных задач по профилактике и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Основными критериями эффективности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма являются:

  • практически-результативный, определяющий действенность попредупреждению и профилактике детского дорожно-транспортноготравматизма в плане обеспечения влияния его субъектов на учащихся,вследствие чего в ее деятельности и поведении происходят конкретныепозитивные изменения (сокращения ДТП с участием детей);
  • оптимально - деятельностный, определяющий соответствие задач,содержания, форм, средств по предупреждению и профилактикедетского дорожно-транспортного травматизма, стремление ксаморазвитию и к активной социализации в обществе;
  • реализационно  целевой, определяющий готовность правильноставить и творчески решать его задачи по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, находитьконкретные пути повышения эффективности этой деятельности по достижению желаемого результата, совпадающего с ее целью исоответствующего основным интересам общества.

При определении эффективности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма очень важно учитывать как количественные, так и качественные показатели; характеризующие степень воздействия проводимых мероприятий на сознание и поведение учащихся.
При всей важности количественных показателей решающую роль в определении эффективности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного играют качественные критерии, осознание целей и задач по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

Критерии эффективности по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма позволяют определить не только данную деятельность в целом, но и ее отдельные стороны, не только ее результат, но и процесс его достижения, не только усилия субъекта, но и их реализацию, воплощенную в объекте.

Направления и условия повышения эффективности

При определении основных направлений повышения эффективности системы по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма необходимо:

  • прежде всего, следует исходить из наличия и предпосылок, огромного невостребованного еще потенциала по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, какреальной основы для создания условий для коренного улучшения этой деятельности в области предупреждения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • обеспечение тесной взаимосвязи в процессе воспитания и обучения различных почти не связанных между собой структур и органов, управления воспитательной работой.

Реализация концепции должна происходить как в практико-ориентированном ракурсе, так и в контексте совершенствования ее научно-теоретического обоснования. В этой связи определены следующие направления ее реализации:

  • организационные меры по обучению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
  • профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
  • совместные мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • развитие научно-теоретических и методологических основ по вопросам обучения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • профилактическая работа с родителями по вопросам предупреждения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

Основные направления работы:

  • организационные меры по обучению профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
  • совместные мероприятия с работниками районного ГИБДД и другими общественными организациями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
  • профилактическая работа с родителями по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Эти направления должны быть обусловлены необходимостью преодоления деформированных и негативных сторон воспитания, испытывающего воздействие целого ряда неблагоприятных и даже противодействующих факторов.
Руководители и организаторы работы по предупреждению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма должны иметь все условия, располагать всеми необходимыми средствами для эффективного использования качественно новых форм и методов этой деятельности в целях достижения его конечного результата.

Система мер по развитию научно - теоретических и методических основ по обучению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся:

  • продолжение исследований в сфере обучения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся и использование их результатов в практической деятельности;
  • разработка форм, методов и средств по вопросам обучения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся, их развитие на основе применения новых информационных технологий;
  • разработка моделей реализации основных направлений по обучению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся и их апробация;
  • изучение и обобщение передового опыта в области обучения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для его внедрения в практику.

Система мер по координации деятельности, по обучению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся:

  • создание условий для участия в работе по обучению и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
  • совместные мероприятия и активизация участия учреждений дополнительного образования, науки, культуры, общественных организаций (объединений) по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди учащихся;
  • развитие активных форм общественного воспитательного воздействия на формирование мер по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

Система мер по информационному обеспечению в области обучения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма:

  • создание условий для более широкого участия администрации, учащихся, учителей, родителей со СМИ по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • содействие развитию творческого потенциала учителей, учащихся школы в обучении Правилам дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
  • обеспечение учителям и учащимся доступа к информационным ресурсам интернета, библиотеки для подготовки материалов по обучению Правилам дорожного движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма учащихся.

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».