ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕКУЩЕМ КОНТРОЛЕ УСПЕВАЕМОСТИ МНВ 01.09.2023 на сайт

Принято
Педагогический
совет
Протокол № 2
от 31.08.2023 г.

«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ
р.п. Многовершинный
И.А. Павлюкова
Приказ
№ 152-осн.
от 01.09.2023 г.

Положение
о формах, периодичности и порядке текущего контроля
успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся
муниципального бюджетного образовательного учреждения
средней общеобразовательной школы имени Виктора Романовича Поликанова
р.п. Многовершинный Николаевского муниципального
района Хабаровского края
(МБОУ СОШ р.п. Многовершинный)
1.Общие положения
1.1 .Настоящее Положение разработано в соответствии
-Законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» ст. 58;
-Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
22.03.2023 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам
– образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования»;
-Уставом МБОУ СОШ р. п. Многовершинный;
-Локальными актами МБОУ СОШ р. п. Многовершинный.
1.2.Настоящее «Положение о промежуточной аттестации обучающихся» (далее Положение) является локальным актом общеобразовательного учреждения (далее Учреждения), регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения
промежуточной аттестации и текущего контроля обучающихся.
1.3. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего
объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы,
сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся, проводимой в формах,
определенных учебным планом, и в порядке, установленным Учреждением.
1.4. Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка
учебных достижений учащихся, проводимая педагогом в ходе осуществления
образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой.
Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение
выстраивания образовательного процесса максимально эффективным образом для достижения
результатов освоения основных общеобразовательных программ.
1.5.Промежуточная аттестация – это любой вид аттестации обучающихся во всех
классах в течение учебного года, аттестация по итогам учебного года в переводных классах.
16.Целью аттестации являются:
- обеспечение социальной защиты обучающихся, соблюдения прав и свобод в части
регламентации учебной загруженности в соответствии с санитарными правилами и нормами,
уважение их личности и человеческого достоинства;
1

- установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по
предметам учебного плана, их практических умений и навыков;
- соотнесение этого уровня с требованиями государственного образовательного
стандарта;
- контроль выполнения учебных программ.
1.7.Промежуточная аттестация в Учреждении проводится на основе принципов
объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимися образовательных
программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может
быть поставлена в зависимость от формы получения образования, формы обучения, факта
пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных
обстоятельств.
1.8.Промежуточная аттестация в Учреждении подразделяется на:
текущую аттестацию - оценку качества усвоения содержания компонентов какой
- либо части (темы) конкретного учебного предмета в процессе его изучения обучающимися
по результатам проверки (проверок).
четвертную аттестацию – оценка качества усвоения обучающимися содержания
какой-либо части (частей) темы (тем) конкретного учебного предмета по итогам учебного
периода (четверти) на основании текущей аттестации;
годовую аттестацию – оценку качества усвоения обучающимися всего объѐма
содержания учебного предмета за учебный год;
1.9.Формами контроля качества усвоения содержания учебных программ обучающихся
являются:
Формы письменной проверки:
письменная проверка – это письменный ответ обучающегося на один или систему вопросов (заданий).
К письменным ответам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические,
контрольные, творческие работы; письменные отчѐты о наблюдениях; письменные ответы на вопросы
теста, рефераты; по русскому языку - диктанты, изложение художественных и иных текстов,
сочинение, тесты. По математике - решение математических задач с записью решения. По литературе
(9-11 класс) – сочинение. По физике, химии – решение вычислительных и качественных задач; и
другое.
практические контрольные работы. К ним относятся: проведение наблюдений; постановка
лабораторных опытов (экспериментов); изготовление макетов (действующих моделей и т.д.);
выполнение контрольных упражнений, нормативов по физической культуре.
Формы устной проверки:
устная проверка – это устный ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа,
беседы, собеседования, выступления с докладами (сообщениями) по определенной учителем или
самостоятельно выбранной теме; выразительное чтение (в том числе наизусть) или пересказ текстов;
произнесение самостоятельно сочиненных речей, решение математических и иных задач в уме;
комментирование (анализ) ситуаций; разыгрывание сцен (диалогов) с другими участниками
образовательного процесса; исполнение вокальных произведений и другое.

Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм
проверок.
При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ
обучающихся могут использоваться информационно – коммуникационные технологии.
В случаях, предусмотренных образовательной программой, в качестве результатов
промежуточной аттестации могут быть зачтены выполнение тех иных заданий, проектов в
ходе образовательной деятельности, результаты участия в олимпиадах, конкурсах,
конференциях, иных подобных мероприятиях. Образовательной программой может быть
2

предусмотрена накопительная балльная система зачета результатов деятельности
обучающегося.
1.10.В соответствии с Уставом при промежуточной аттестации обучающихся
применяется следующие формы оценивания: пятибалльная система оценивания в виде
отметки (в баллах), «зачѐт», «незачѐт» или словесного (оценочного) суждения. Критерии
оценивания по каждому предмету разрабатываются методическим объединением по данному
предмету и утверждаются педагогическим советом Учреждения.
2.Содержание, формы и порядок проведения текущего контроля успеваемости
обучающихся
2.1.Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного
периода (четверти) с целью систематического контроля уровня освоения обучающимися тем,
разделов, глав учебных программ за оцениваемый период, прочности формируемых
предметных знаний и умений, степени развития деятельностно-коммуникативных умений,
ценностных ориентаций.
2.2.Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при
проведении текущего контроля успеваемости обучающихся определяются учителем,
преподающим этот предмет, и отражаются в календарно-тематических планах, рабочих
вариантах программ учителя.
2.3.Формы текущего контроля успеваемости - оценка устного ответа обучающегося,
его самостоятельной, практической или лабораторной работы, тематического зачета,
контрольной работы и др.
2.4.Руководители предметных кафедр, заместитель директора по УР контролируют ход
текущего контроля успеваемости обучающихся, при необходимости оказывают методическую
помощь учителю в его проведении.
2.5.График проведения обязательных форм текущего контроля успеваемости
обучающихся (письменных контрольных работ), представляется учителем заместителю
директора по УР на каждую четверть, утверждается директором школы и является открытым
для всех педагогических работников, обучающихся, их родителей (законных представителей).
2.6.Текущий контроль успеваемости обучающихся 1,2 классов в течение учебного года
осуществляется качественно, без фиксации достижений обучающихся в классном журнале в
виде отметок по пятибалльной системе. Допускается словесная объяснительная оценка.
2.7.По курсу ОРКСЭ вводится безотметочное обучение. Объектом оценивания по
данному курсу становится нравственная и культурологическая компетентность ученика,
рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных
норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание
потребности
к
духовному
развитию,
которая
проводится
в
виде
проведения систематизированных упражнений и тестовых заданий разных типов.
2.8.При изучении предметов по выбору, элективных курсов, на изучение которых
отводится 34 и менее часов в год, применяется зачѐтная («зачѐт», «незачѐт») система
оценивания как оценка усвоения учебного материала.
2.9.Успеваемость всех обучающихся 3-11 классов Учреждения подлежит текущему
контролю в виде отметок по пятибалльной системе, кроме курсов, перечисленных п.2.5.
2.10.Оценка устного ответа обучающегося при текущем контроле успеваемости
выставляется в классный журнал в виде отметки по 5-балльной системе в конце урока.
2.11.Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ обучающихся
оцениваются по 5-балльной системе. За сочинение и диктант с грамматическим заданием
выставляются в классный журнал отметки согласно Положения о системах оценивания и
нормах оценок по предметам.
2.12.Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал к
следующему уроку, за исключением:
3

- отметок за творческие работы по русскому языку и литературе в 5-9-х классах
(они заносятся в классный журнал в течение недели после проведения творческих работ);
2.13.Успеваемость обучающихся, занимающихся по индивидуальному учебному
плану, подлежит текущему контролю по предметам, включенным в этот план.
2.14.Обучающиеся, пропустившие по не зависящим от них обстоятельствам 2/3
учебного
времени, не аттестуются по итогам четверти. Вопрос об аттестации
таких обучающихся решается в индивидуальном порядке.
2.15.Перечень контрольных работ, проводимых в течение учебного года, определяется
рабочими программами учебных предметов с учетом планируемых образовательных
(предметных и метапредметных) результатов освоения соответствующей основной
общеобразовательной программы.
Перечень контрольных работ, проводимых в течение учебной четверти (полугодия),
определяется календарно-тематическим планом, составляемым учителем на основе рабочей
программы соответствующего учебного предмета, и доводится до сведения обучающихся не
позднее одной недели со дня начала учебной четверти (полугодия).
2.16. Содержание и порядок проведения отдельных контрольных работ, включая
порядок проверки и оценки результатов их выполнения, разрабатываются учителем с учетом
следующих требований:
- содержание контрольной работы должно соответствовать определенным предметным
и метапредметным результатам, предусмотренным рабочей программой учебного предмета;
- время, отводимое на выполнение: устных контрольных работ не должно превышать
семи минут для каждого обучающегося; письменных контрольных работ в начальных классах
- одного учебного часа; в V-XI классах - двух учебных часов;
- устные и письменные контрольные работы выполняются обучающимися в
присутствии учителя (лица, проводящего контрольную работу); отдельные виды практических
контрольных работ (например, выполнение учебно-исследовательской работы, разработка и
осуществление социальных проектов) могут выполняться полностью или частично в
отсутствие учителя (лица, проводящего контрольную работу);
- в случаях, когда допускается выполнение обучающимися контрольной работы не
только в индивидуальном порядке, но и совместно в малых группах (до 6 человек), порядок
оценки результатов выполнения работы должен предусматривать выставление
индивидуальной отметки успеваемости каждого обучающегося независимо от числа
обучающихся, выполнявших одну работу.
2.17. Конкретное время и место проведения контрольной работы устанавливаются
учителем по согласованию с заместителем директора Учреждения по учебно-воспитательной
работе.
Установленные время и место проведения контрольной работы, а также перечень
предметных и метапредметных результатов, достижение которых необходимо для успешного
выполнения данной работы, требования к выполнению и (или) оформлению результатов
выполнения (критерии, используемые при выставлении текущей отметки успеваемости)
доводятся учителем до сведения обучающихся не позднее, чем за два рабочих дня до
намеченной даты проведения работы.
2.18. Выполнение контрольных работ, предусмотренных рабочими программами
учебных предметов, является обязательным для всех обучающихся.
Обучающимся, не выполнившим контрольную работу в связи с временным
освобождением от посещения учебных занятий в Учреждении и (или) от выполнения
отдельных видов работ (по болезни, семейным обстоятельствам или иной уважительной
причине), а равно самовольно пропустившим контрольную работу, предоставляется
возможность выполнить пропущенные контрольные работы в течение соответствующей
учебной четверти (полугодия), либо по истечении срока освобождения от учебных занятий в
формах, определенных п.2.15. данного Положения.
4

2.19. В течение учебного дня для одних и тех же обучающихся может быть проведено
не более одной контрольной работы.
В течение учебной недели для обучающихся III-IV классов может быть проведено не
более трех контрольных работ; для обучающихся V-VIII классов - не более четыре
контрольных работ; для обучающихся IX-XI классов - не более пяти контрольных работ.
Ответственность за соблюдение требований настоящего пункта возлагается на
заместителя директора Учреждения по учебно-воспитательной работе, согласующего время и
место проведения контрольных работ.
2.20. Ход и результаты выполнения отдельной контрольной работы, соответствующие
предмету текущего контроля, оцениваются на основе следующей шкалы текущих отметок
успеваемости: 5 баллов - «отлично»; 4 балла - «хорошо»; 3 балла - «удовлетворительно»; 2
балла -«неудовлетворительно»;
2.21.Индивидуальные отметки успеваемости, выставленные обучающимся по
результатам выполнения контрольных работ, заносятся в классный журнал, а также по
усмотрению учителя в дневники обучающихся.
2.22.В интересах оперативного управления процессом обучения учителя, помимо
контрольных работ, вправе проводить иные работы с целью выявления индивидуальных
образовательных достижений обучающихся (проверочные работы), в том числе в отношении
отдельных обучающихся.
3.Содержание, формы и порядок проведения четвертной промежуточной
аттестации
3.1.Четвертная промежуточная аттестация обучающихся (3-9 кл.) и полугодовая (10-11
классы) проводится с целью определения качества освоения обучающимися содержания
учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении
определенного временного промежутка (четверть).
3.2.Отметка обучающегося за четверть выставляется на основе текущих отметок
успеваемости, выставленных обучающимся в классный журнал, по результатам выполнения
контрольных работ, проведенных согласно календарно-тематическим планам изучения
соответствующих учебных предметов.
Четвертная (полугодовая) отметка успеваемости обучающегося по учебному предмету
определяется результатом деления суммы баллов по всем отметкам, выставленным
обучающемуся по данному учебному предмету в течение соответствующей учебной четверти
(учебного полугодия), на количество выставленных отметок. Дробный результат деления
округляется до целых. Если дробная часть результата деления больше или равна 0,5 - в
большую сторону, если она меньше 0,5 - в меньшую сторону.
3.3.Отметка обучающимся 3-9 классов выставляется при наличии 3-х и более текущих
отметок за соответствующий период, обучающимся 10-11 классов при наличии 5 и более
оценок.
3.4.При пропуске обучающимся по уважительной причине более половины учебного
времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества
отметок для аттестации за четверть обучающийся не аттестуется. В классный журнал в
соответствующей графе отметка не выставляется.
3.5.Обучающийся по данному предмету, имеет право сдать пропущенный материал
учителю в каникулярное время и пройти четвертную аттестацию. В этом случае обучающиеся
или их родители (законные представители) в письменной форме информируют
администрацию школы о желании пройти четвертную аттестацию не позднее, чем за неделю
до начала каникул. Заместитель директора по УВР составляет график зачѐтных мероприятий в
каникулярное время. Результаты зачѐтов по предмету (предметам) выставляются в классный
журнал, и проводится аттестация данных обучающихся.
3.6.В школе первой ступени обучения (1-4 кл) промежуточная и итоговая
5

аттестация проводится согласно Положения о системе оценивания, формах и порядке
проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся в начальной школе в
условиях перехода на ФГОС.
3.7.Классные
руководители
доводят
до
сведения
родителей
(законных
представителей) сведения о результатах четвертной аттестации путѐм выставления отметок в
дневники обучающихся, в том, числе и электронный дневник. В случае неудовлетворительных
результатов аттестации – в письменной форме под роспись родителей (законных)
представителей обучающихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение
хранится в личном деле обучающегося.
4. Содержание, формы и порядок проведения годовой промежуточной аттестации
4.1.Годовую промежуточную аттестацию проходят все обучающиеся 3-8 и 10 классов.
Промежуточная аттестация обучающихся за год может проводиться письменно, устно, в
других формах.
4.2.Годовая промежуточная аттестация обучающихся 1,2-го классов проводится на
основе диагностических работ.
4.3.Формами проведения годовой письменной аттестации в 3-8 и 10 классах являются:
контрольная работа, диктант, изложение с разработкой плана его содержания, сочинение или
изложение с творческим заданием, тест и др.
К устным формам годовой аттестации относятся: проверка техники чтения, зачет,
собеседование, защита реферата, творческий проект и другие.
4.4.Контрольно-измерительные
материалы
для
проведения
всех
форм
годовой аттестации обучающихся разрабатываются учителем в соответствии с
государственным стандартом общего образования и статусом Учреждения.
4.5. Годовая отметка успеваемости обучающегося по учебному предмету определяется
результатом деления суммы баллов по всем четвертным (полугодовым в 10-11 классах)
отметкам, выставленным обучающемуся по данному учебному предмету в течение
соответствующего учебного года, на количество выставленных отметок. Дробный результат
деления округляется до целых. Если дробная часть результата деления больше или равна 0,5 в большую сторону, если она меньше 0,5 - в меньшую сторону.
4.6.Классные
руководители
доводят
до
сведения
родителей
(законных
представителей) сведения о результатах годовой аттестации путѐм выставления отметок в
дневники обучающихся, в том, числе и электронный дневник. В случае неудовлетворительных
результатов аттестации – в письменной форме под роспись родителей (законных)
представителей обучающихся с указанием даты ознакомления. Письменное сообщение
хранится в личном деле обучающегося.
4.7.Итоговые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело
обучающегося и являются в соответствии с решением педагогического совета основанием для
перевода обучающегося в следующий класс, для допуска к государственной (итоговой)
аттестации.
4.8.Обучающиеся, получающие образование в форме экстерната, семейного
образования проходят годовую промежуточную аттестацию в порядке и формах,
определенных нормативными документами Министерства образования и науки Российской
Федерации.
5.Порядок перевода обучающихся в следующий класс
5.1.Обучающиеся, освоившие в полном объѐме учебные программы образовательной
программы соответствующего уровня переводятся в следующий класс.
5.2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или
нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной
программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных
причин признаются академической задолженностью.
6

5.3.Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.
5.4.Учреждение,
родители
(законные
представители)
несовершеннолетнего
обучающегося, обеспечивающие получение обучающимся общего образования в форме
семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации
академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации.
5.5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти
промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине
(модулю) не более двух раз в сроки, определяемые Учреждением, в пределах одного года с
момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются
время болезни обучающегося.
5.6. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз образовательной
организацией создается комиссия.
5.7. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение промежуточной
аттестации.
5.8. Обучающиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным
причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий
класс условно.
5.9. Обучающиеся в Учреждении по образовательным программам начального общего,
основного общего образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической
задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных
представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по
адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
5.10. Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного
общего, среднего (полного) общего образования в форме семейного образования, не
ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают
получать образование в Учреждении.
5.11.Перевод обучающегося в следующий класс осуществляется по решению
педагогического совета.
6.Права и обязанности участников процесса промежуточной аттестации
6.1.Участниками процесса аттестации считаются: обучающийся и учитель,
преподающий предмет в классе, руководитель Учреждения. Права обучающегося
представляют его родители (законные представители).
6.2.Учитель,
осуществляющий
текущий
контроль
успеваемости
и
промежуточную аттестацию обучающихся, имеет право:
- разрабатывать материалы для всех форм текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся за текущий учебный год;
- проводить процедуру аттестации и оценивать качество усвоения обучающимися
содержания учебных программ, соответствие уровня подготовки школьников требованиям
государственного образовательного стандарта.
7. Срок действия положения
7.1. Срок действия данного положения неограничен.
7.2.При
изменении
нормативно-правовых
документов,
регламентирующих
деятельность образовательного учреждения в положение вносится изменения в соответствие с
установленным порядком.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».