Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа р.п. Многовершинный Николаевского муниципального района Хабаровского края УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП (1 вариант) обучающихся I - IV классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024 – 2025 учебный год р.п. Многовершинный, 2024 Пояснительная записка Учебный план АООП (1 вариант) обучающихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ р.п. Многовершинный разработан на основании следующих нормативных документов: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 1599; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Приказом Министерства просвещения России от 22.03.2021 N 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодѐжи»; Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил СП 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Учебный план для обучающихся 1- 4 классов в условиях реализации ФГОС УО (ИН), реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план составлен на основе 1 варианта АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медикопедагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учебный год в МБОУ СОШ р.п. Многовершинный начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 1 классе - 33 учебные недели, во 2-4 классах – 34 учебные недели. Образовательная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся 1-х классов (1 вариант) - 21 час, объѐм максимальной допустимой нагрузки в течение дня не превышает 4 уроков и один день в неделю – 5 уроков за счѐт урока физической культуры. Для 2 класса (1 вариант)– 23 часа, объѐм максимальной допустимой нагрузки в течение недели составляет не более пяти уроков: 3 дня по 5 уроков, 2 дня по 4 урока. Для 3-х классов (1 вариант)– 23 часа, объѐм максимальной допустимой нагрузки в течение недели составляет не более пяти уроков: 3 дня по 5 уроков, 2 дня по 4 урока. Для 4-х классов (1 вариант)– 23 часа, объѐм максимальной допустимой нагрузки в течение недели составляет не более пяти уроков: 3 дня по 5 уроков, 2 дня по 4 урока. Распределение учебной нагрузки в течение недели строится таким образом, чтобы наибольший ее объем приходился на вторник и (или) среду. На эти дни в расписание уроков включаются предметы, соответствующие наивысшему баллу по шкале трудности либо со средним баллом и наименьшим баллом по шкале трудности, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут, за исключением 1 класса. Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену; использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябредекабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый). Продолжительность выполнения домашних заданий составляет во 2-3 классах - 1,5 ч., в 4 классах - 2 ч. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Учебные занятия для учащихся проводятся по 5-и дневной учебной неделе. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся 2-4 классов. Обучение проходит в одну смену. Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю. Структура учебногоплана включает: 1. Обязательную часть; 2.Часть, формируемую участниками образовательных отношений; 3. Коррекционно – развивающую область; 4. Внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей: Язык и речевая практика (русский язык, чтение, речевая практика); Математика (математика); Естествознание (мир природы и человека); Искусство (музыка, рисование (изобразительное искусство); Физическая культура (адаптивная физическая культура); Технология (ручной труд). Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре АООП МБОУ СОШ р.п. Многовершинный приведены в Адаптированной основной общеобразовательной программе, рабочей адаптированной образовательной программе по предмету. Сроки освоения АООП ОО (1 вариант) МБОУ СОШ р.п. Многовершинный обучающимися с умственной отсталостью составляют 9 лет (I-IX классы): I этап - 1 - 4 классы и дополнительный класс; II этап - 5 - 9 классы. Цель первого этапа состоит в формировании основ предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. На первом этапе обучения в Учебном плане представлены шесть предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебные предметы обязательной части в учебном плане представлены в полном объеме с соблюдением недельной часовой нагрузки по каждому предмету. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Во втором, третьем, четвертом классах отведенные 3 часа в соответствии с психофизическими особенностями учащихся, их особыми образовательными потребностями, учитывая мнение родителей (законных представителей) отводятся на следующие учебные предметы: 1 час на русский язык, 1 час на мир природы и человека, 1 час ручной труд. Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными занятиями, которые включают психокоррекционные занятия и занятия ритмикой. Психокоррекционные занятия проводятся в объеме 4 часа в неделю. Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с учащимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения. Ритмика изучается в 1-4 классах в объѐме 1 час в неделю. Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоциональноволевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предметные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Предметные результаты освоения АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью разных нозологических групп (глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с НОДА, РАС) могут дифференцироваться в зависимости от особенностей сенсорной, речевой, двигательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся. АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2). Формы организации образовательного процесса могут предусматривать чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках расписания. Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционального и психического развития, интересов и склонностей. Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждом уровне образования. В учебном плане предусмотрены занятия в коррекционно-развивающей области. Отводимые на них часы не входят в максимальную нагрузку. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, коррекционно–развивающей областей и внеурочной деятельности. В учебном плане предусмотрены занятия в коррекционно -развивающей области. Отводимые на них часы не входят в максимальную нагрузку. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, коррекционно – развивающей областей и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Учебный план внеурочной деятельности создается с учетом индивидуальных потребностей, интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Промежуточная аттестация В 1-м классе и 1-м дополнительном классе промежуточная аттестация не проводится. Промежуточная аттестация обучающихся проводится начиная со второго полугодия 2-го класса в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. В процессе оценки достижения планируемых предметных результатов используются формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Русский язык Чтение Чтение (Литературное чтение) Речевая практика Математика Мир природы и человека Рисование (изобразительное искусство) Музыка Ручной труд Адаптивная физическая культура Развитие психомоторики и сенсорных процессов Ритмика Формы промежуточной аттестации Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Текущий мониторинг динамики развития Текущий мониторинг динамики развития Годовой учебный план АООП (1 вариант) обучающихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) на 2024-2025 учебный год Предметные области Учебные предметы Количество часов в неделю в классах Всего I II III IV 99 102 102 102 405 99 136 136 136 507 66 99 68 136 68 136 68 136 270 507 66 34 34 34 168 66 34 34 34 168 33 34 34 34 135 99 102 102 66 34 34 693 680 680 - 102 102 102 306 - 34 34 34 102 34 34 34 102 34 34 34 102 693 198 782 204 782 204 782 204 3039 810 33 132 66 34 136 68 34 136 68 34 136 68 135 540 270 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 Обязательная часть 1. Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 3. Естествознание 2.1.Математика 3.1. Мир природы и человека 4. Искусство 4.1. Музыка 4.2. Рисование (изобразительное искусство) 5. Физическая культура 5.1. Адаптивная физическая культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений - русский язык - мир природы и человека - ручной труд Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно - развивающая область Ритмика Психокоррекционные занятия Внеурочная деятельность Коммуникативная деятельность Информационная деятельность «Разговоры о важном» «Орлята России» 102 34 680 405 168 2733 Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах). Принято Педагогический совет №1 от 08.08.2024г Утверждаю: Директор МБОУ СОШ р.п Многовершинный И.А. Павлюкова Приказ № 192-осн. от 08.08.2024г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП (1 вариант) обучающихся 1-4 классов с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ р.п. Многовершинный на 2024-2025 учебный год Основание: Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Предметные области Учебные предметы Обязательная часть 1. Язык и речевая 1.1.Русский язык практика 1.2.Чтение 1.3.Речевая практика 2. Математика 2.1.Математика 3. Естествознание 3.1. Мир природы и человека 4.1. Музыка 4. Искусство 4.2. Рисование (изобразительное искусство) 5. Физическая 5.1. Адаптивная культура физическая культура 6. Технологии 6.1. Ручной труд Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений - Русский язык - Мир природы и человека - Ручной труд Максимально допустимая недельнаянагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно - развивающая область Количество часов в неделю в классах Всего 4 1 2 3 3 3 3 4 3 4 3 4 12 15 2 3 2 4 2 4 2 4 8 15 2 2 1 1 1 1 1 1 5 5 1 1 1 1 3 3 3 3 12 2 21 1 20 1 20 1 20 5 81 - 3 3 3 9 - 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 3 3 90 21 23 23 5 5 5 4 23 5 20 Ритмика Развитие психомоторики процессов и сенсорных Внеурочная деятельность Коммуникативная деятельность Информационная деятельность «Разговоры о важном» «Орлята России» 1 4 1 4 1 4 1 4 4 16 2 2 2 2 8 1 1 1 1 4 1 1 1 1 4 Общий объем учебной нагрузки составляет 3039 часов за 4 учебных года при 5-дневной учебной неделе (33 учебных недели в I классе, 34 учебных недели во II - IV классах).