Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа р.п. Многовершинный Николаевского муниципального района Хабаровского края УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП (1 вариант) обучающихся V - IX классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на 2024 – 2025 учебный год р.п. Многовершинный, 2024 Пояснительная записка Учебный план МБОУ СОШ р.п. Многовершинный, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу (далее – АООП) обучающихся с умеренной степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционно-развивающих областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным предметам. Учебный план АООП (1 вариант) обучающихся 5-9 классов с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ р.п. Многовершинный, сформирован в соответствии: Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в Российской Федерации»; ФАОП УО (ИН) для детей ОВЗ, утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026; ФГОС УО (ИН) ОВЗ, утвержденным приказом Минобнауки от 19.12.14 № 1599; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021; Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115. Учебный план МБОУ СОШ р.п. Многовершинный для обучающихся 5 – 9 классов в условиях реализации ФГОС УО (ИН), реализующих АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план составлен на основе 1 варианта АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Учебный год в МБОУ СОШ р.п. Многовершинный начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 – 9 классах – 30 часов. Общий объем учебной нагрузки составляет не более 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс). Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут. В МБОУ СОШ р.п. Многовершинный языком обучения является русский язык. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю. Структура учебного плана включает: 1. Обязательную часть; 2. Часть, формируемую участниками образовательных отношений; 3. Коррекционно – развивающую область; 4. Внеурочную деятельность. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей: Язык и речевая практика (русский язык, чтение (литературное чтение)); Математика (математика, информатика); Естествознание (природоведение, биология, география ); Человек и общество (основы социальной жизни, мир истории, история отечества); Искусство (музыка, рисование (изобразительное искусство); Физическая культура (адаптивная физическая культура); Технология (профильный труд). Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, направлена на увеличение часов обязательной части учебного плана. Общие характеристики, направления, цели и практические задачи учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре АООП МБОУ СОШ р.п. Многовершинный приведены в Адаптированной основной общеобразовательной программе, рабочей адаптированной образовательной программе по предмету. Сроки освоения АООП ОО (1 вариант) МБОУ СОШ р.п. Многовершинный обучающимися с умственной отсталостью составляют 9 лет (I-IX классы): I этап - 1 - 4 классы и дополнительный класс; II этап - 5 - 9 классы. На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся, в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебные предметы обязательной части в учебном плане представлены в полном объеме с соблюдением недельной часовой нагрузки по каждому предмету. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В соответствии с психофизическими особенностями учащихся, их особыми образовательными потребностями, учитывая мнение родителей (законных представителей) отводятся на следующие учебные часы: в 5, 6 классах отводятся 1 час на математику, 1 час на русский язык; в 7,8, 9 классах 1 час на математику. Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными занятиями, которые включают психокоррекционные занятия и занятия ритмикой. Коррекционно-развивающее направление является обязательным и поддерживает процесс освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) содержания АООП. Психокоррекционные занятия (сенсорное развитие, предметнопрактические действия, двигательное развитие, альтернативная коммуникация) психомоторики и сенсорных процессов) проводятся в объеме 4-х часов в неделю. Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с учащимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков адекватного поведения. Предмет Ритмика изучается в 5-9 классах в объѐме 1 часа в неделю. Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется коррекция недостатков двигательной, эмоциональноволевой, познавательной сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности. Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки. Продолжительность коррекционно-развивающих занятий варьируется с учетом психофизического состояния ребенка и составляет до 25 минут. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в МБОУ СОШ р.п. Многовершинный. Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет: в 5-9 классах – 2 часа в неделю. В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в 5-9 классах в МБОУ СОШ р.п. Многовершинный организуется по следующим направлениям развития личности: ➢ Нравственное ➢ Социальное. Организационные формы определены с учѐтом реальных условий, особенностей обучающихся и потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) - праздники, воспитательные мероприятия, доступная проектная деятельность, часы общения, игры, викторины и т.д. При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта и пр. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха и оздоровления детей. Организация внеурочной деятельности в учебное время осуществляется педагогом-психологом, учителями-предметниками, классными руководителями, педагогами дополнительного образования и советником по воспитанию. Предметные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений. Предметные результаты освоения АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью разных нозологических групп (глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с НОДА, РАС) могут дифференцироваться в зависимости от особенностей сенсорной, речевой, двигательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся. АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным предметам не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает минимального уровня овладения предметными результатами по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медикопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по индивидуальному плану или на АООП (вариант 2). Формы организации образовательного процесса могут предусматривать чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках расписания. Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого недоразвития, особенностей их эмоционального и психического развития, интересов и склонностей. Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных предметов на каждом уровне образования. В учебном плане предусмотрены занятия в коррекционно-развивающей области. Отводимые на них часы не входят в максимальную нагрузку. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, коррекционно–развивающей областей и внеурочной деятельности. В учебном плане предусмотрены занятия в коррекционно развивающей области. Отводимые на них часы не входят в максимальную нагрузку. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной, коррекционно –развивающей областей и внеурочной деятельности. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования. Учебный план внеурочной деятельности создается с учетом индивидуальных потребностей, интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Промежуточная аттестация Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце каждого учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету. В процессе оценки достижения планируемых предметных результатов используются формы, взаимно дополняющие друг друга (стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения). Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице: Предметы, курсы, модули Русский язык Чтение (Литературное чтение) Математика Информатика Природоведение Биология География Мир истории Основы социальной жизни История Отечества Рисование (изобразительное искусство) Музыка Адаптивная физическаякультура Профильный труд Сенсорное развитие Предметно-практические действия Двигательное развитие Альтернативная коммуникация Ритмика Формы промежуточной аттестации Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и результатов выполнения тематических проверочных работ Текущий мониторинг динамики развития Текущий мониторинг динамики развития Текущий мониторинг динамики развития Текущий мониторинг динамики развития Текущий мониторинг динамики развития Принято Педагогический совет №1 от 08.08.2024г Утверждаю: Директор МБОУ СОШ р.п Многовершинный И.А. Павлюкова Приказ № 192-осн. от 08.08.2024г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП УО (1 вариант) обучающихся V - IX классов с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ р.п. Многовершинный на 2024-2025 учебный год Основание: Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» Класс Количество часов Предметные области Учебные предметы V VI VII VIII IX Обязательная часть Русский язык 4 4 4 4 4 1. Язык и (Литературное речевая практика Чтение 4 4 4 4 4 чтение) Математика 4 4 3 3 3 2. Математика Информатика 1 1 1 Природоведение 2 2 Биология География - 2 Основы социальной жизни 2 2 4. Человек и общество Мир истории - 2 История Отечества Музыка 1 5. Искусство Рисование (изобразительное 2 искусство) 6. Физическая Адаптивная физическая 2 2 культура культура 7. Технология Профильный труд 6 6 Итого: 27 28 Часть, формируемая участниками 2 2 образовательных отношений: Русский язык 1 1 Математика 1 1 3. Естествознание Всего 20 20 17 3 2 2 2 2 - 2 2 2 2 - 2 2 2 2 - 4 6 8 10 2 6 1 - - - 2 2 2 2 10 7 29 7 29 7 29 33 142 1 1 1 7 1 1 1 2 5 Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) Коррекционно-развивающая область (коррекционные занятия и ритмика) 1. Сенсорное развитие 2. Предметно-практические действия 3. Двигательное развитие 4. Альтернативная коммуникация 5. Ритмика Внеурочная деятельность: Нравственное «Разговоры о важном» направление Социальное Профориентационный курс направление «Россия – мои горизонты» 29 30 30 30 30 149 5 5 5 5 5 25 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 5 5 5 5 5 10 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет при 5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).