Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа р.п. Многовершинный Николаевского муниципального района Хабаровского края УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7) на 2024 – 2025 учебный год р.п. Многовершинный, 2024 Пояснительная записка Учебный план образовательной организации, реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу основного общего образования (далее – АООП ООО) обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР), определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план разработан на основе ФАОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) и в целом соответствует обязательным требованиям ФГОС ООО и ФОП ООО, в том числе требованиям о включении во внеурочную деятельность коррекционных курсов по Программе коррекционной работы. В основу учебного плана положен 1-й вариант учебного плана ФАОП ООО для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7) – для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке. Учебный план МБОУ СОШ рп Многовершинный, реализующей АООП ООО обучающихся с ЗПР (вариант 7): фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы по классам и учебным годам. Для обучающихся с ЗПР необходим дифференцированный подход к отбору содержания программ учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающегося. Объем знаний и умений по учебным предметам несущественно сокращается за счет устранения избыточных по отношению к основному содержанию требований. В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся с ЗПР могут разрабатываться индивидуальные учебные планы в пределах осваиваемой образовательной программы основного общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации. В учебном плане представлены 10 предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся. Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными курсами, необходимыми для преодоления или ослабления нарушения с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. В образовательной организации предусмотрены индивидуальные или групповые формы проведения занятий, их чередование и количественное соотношение определяются образовательной организацией. Индивидуальные коррекционноразвивающие занятия направлены на преодоление индивидуальных дефицитов развития и обучения. Решение о предоставлении индивидуальных занятий ребенку принимает ППк образовательной организации. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной области в целом, так и на определенном этапе обучения. В МБОУ СОШ р.п. Многовершинный языком обучения является русский язык. При изучении предметной области «Основы религиозных культур и светской этики» выбор одного из учебных модулей осуществляются по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В учебном плане количество часов на изучение учебного предмета «Адаптивная физическая культура» составляет 2 часа в неделю, третий час реализуется за счет часов внеурочной деятельности и (или) за счет посещения обучающимися спортивных секций. Для обучающихся с ЗПР, физическое развитие которых приближается или соответствует возрастной норме, образовательная организация по согласованию с родителями (их законными представителями) обучающегося вправе делать выбор между учебным предметом «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура». Формы промежуточной аттестации отражаются в учебном плане в соответствии с методическими системами и образовательными технологиями, используемыми образовательной организацией. Промежуточная аттестация для обучающихся с ЗПР может проводиться как в общепринятых формах, так и в иных формах, учитывающих особенности обучающихся. Промежуточная аттестация по всем учебным предметам обязательной части учебного плана проводится в форме контрольной работы. При изучении предметов деление учащихся на подгруппы не осуществляется. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Время, отводимое на данную часть учебного плана, может быть использовано: на увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в развитии или другие интересы и потребности участников образовательных отношений, в том числе этнокультурные; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с ЗПР. В часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, в 5–8-х классах введены: - учебный предмет «Родной (русский) язык» в объеме 0,5 часов в неделю; - учебный предмет «Родная (русская) литература» в объеме 0,5 часов в неделю; - учебный предмет «Адаптивная физическая культура» в объеме 1 час в неделю. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения АООП ООО (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемая в формах, отличных от урочной. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов, из которых не менее 5 часов выделяются на обязательные коррекционные курсы и, при необходимости, на дополнительные коррекционноразвивающие занятия в соответствии с программой коррекционной работы. 1 час в неделю отводится на внеурочное занятие «Разговоры о важном». Внеурочные занятия «Разговоры о важном» направлены на развитие ценностного отношения обучающихся к своей Родине – России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой природе и великой культуре. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» должны быть направлены на формирование соответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную деятельность. Она представлена коррекционными курсами логопедической и психокоррекционной направленности с целью коррекции и ослабления нарушений в психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР, формирования жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме. Содержание коррекционно-развивающих курсов, их количественное соотношение определяется образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Кроме того, содержание данной области может быть дополнено для отдельных учащихся на основании решения ППк в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями. Коррекционноразвивающие занятия проводятся в индивидуальной и групповой форме. Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники образовательной организации: учителя-дефектологи, воспитатели, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АООП ООО обучающихся с ЗПР. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 7 часов, из них 5 часов отводится на коррекционно-развивающие курсы, 2 часа – на другие направления внеурочной деятельности. Учебный год в МБОУ СОШ рп Многовершинный начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года составляет 34 недели. Урочная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организуется по пятидневной учебной неделе. Максимальная учебная нагрузка в соответствии с СанПиН 1.2.3685-21 не превышает 29 часов в неделю в 5 классе и 30 часов в неделю в 6-9 классах на одного обучающегося. В день возможно проведение шести уроков. Продолжительность урока – 40 минут. Продолжительность учебного года в 5-9 классах – 34 учебных недели, учебный год делится на 4 четверти. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-и дневной учебной неделе. С целью профилактики переутомления в календарном учебном графике предусматривается чередование периодов учебного времени, сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для первоклассников предусмотрены дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти. Требования к затратам времени на выполнение домашних заданий (по всем предметам) по классам объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в V классах – 2 ч, в VI-VIII классах – 2,5 ч, в IX классах – до 3,5 ч. Промежуточная аттестация – процедура, проводимая с целью оценки качества освоения обучающимися части содержания (четвертное оценивание) или всего объема учебной дисциплины за учебный год (годовое оценивание). Промежуточная/годовая аттестация обучающихся за четверть осуществляется в соответствии с календарным учебным графиком. Все предметы обязательной части учебного плана оцениваются по четвертям. Предметы из части, формируемой участниками образовательных отношений, являются безотметочными и оцениваются «зачет» или «незачет» по итогам четверти. Промежуточная аттестация проходит на предпоследней и последней учебной неделе четверти. Формы и порядок проведения промежуточной аттестации определяются «Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ р.п.Многовершинный. Нормативный срок освоения АООП ООО для обучающихся с ОВЗ (ЗПР вариант 7) составляет 5 лет. Принято Педагогический совет №1 от 08.08.2024г Утверждаю: Директор МБОУ СОШ р.п Многовершинный И.А. Павлюкова Приказ № 192-осн. от 08.08.2024г. УЧЕБНЫЙ ПЛАН основного общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7) МБОУ СОШ р.п. Многовершинный на 2024-2025 учебный год Основание: Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1023 «Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Предметные области Учебные предметы Классы Обязательная часть Русский язык Русский язык и литература Литература Иностранные языки Иностранный язык Математика Математика и информатика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика Общественно-научные История предметы Обществознание География Естественно-научные Физика предметы Химия Биология Основы духовно- Основы духовно-нравственной нравственной культуры народов России культуры народов России Искусство Музыка Изобразительное искусство Технология Труд (технология) V 5 3 3 5 2 Количество часов в неделю VI VII VIII IX Всего 6 3 3 5 4 2 3 3 2 3 3 3 3 3 2 1 2У 2 1 2 2 3 2 1 1 2 1 2 2 2 2 3 2 1 1 2,5 1 2 3 2 2 1 21 13 15 10 9 6 3 4 10,5 4 8 7 4 7 3 0,5 4 3 7,5 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 2 1 1 Физическая культура Адаптивная физическая культура Основы безопасности Основы безопасности и защиты и защиты Родины Родины Итого: Часть, формируемая участниками образовательных отношений Родной (русский) язык Родная (русская) литература История Дальнего Востока Второй иностранный язык (немецкий) Максимально допустимая недельная нагрузка (при пятидневной учебной неделе) Внеурочная деятельность (включая коррекционноразвивающую область) Коррекционный курс: «Коррекционно-развивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические) Коррекционный курс: «Логопедические занятия» Другие направления внеурочной деятельности: «Разговоры о важном» «Функциональная грамотность» - кружок «Атлас профессий»- кружок 2 2 2 2 2 10 1 1 2 27 29 31 31 33 152 2 1 1 2 0 5 0,5 0,5 1 -- 0,5 0,5 --- 0,5 0,5 --- 0,5 0,5 -1 ----- 2 2 1 1 29 30 32 33 33 157 7 7 7 7 7 35 3 3 3 3 3 15 2 2 1 -1 2 2 1 1 -- 2 2 1 1 -- 2 2 1 1 -- 2 2 1 1 -- 10 10 5 4 1