УП ЛУО 5-9 классы на 2025-2026 учебный год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа имени Виктора Романовича Поликанова
р.п. Многовершинный
Николаевского муниципального района Хабаровского края

УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП (1 вариант) обучающихся
V - IX классов с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
на 2025– 2026 учебный год

р.п. Многовершинный, 2025

Пояснительная записка
Учебный план МБОУ СОШ р.п. Многовершинный, реализующей
адаптированную основную общеобразовательную программу (далее – АООП)
обучающихся
с
умеренной
степенью
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки,
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных
предметных
и
коррекционно-развивающих
областей,
распределяет учебное время, отводимое на их освоение, по классам и учебным
предметам.
Учебный план АООП (1 вариант) обучающихся 5-9 классов с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ р.п.
Многовершинный, сформирован в соответствии:

Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-03 «Об образовании в
Российской Федерации»;

ФАОП УО (ИН) для детей ОВЗ, утвержденной приказом
Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026;

ФГОС УО (ИН) ОВЗ, утвержденным приказом Минобнауки от 19.12.14 №
1599;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденные постановлением главного государственного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды
обитания»,
утвержденные
постановлением
Главного
государственного санитарного врача России от 28.01.2021;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего и среднего общего
образования, утвержденный приказом Минпросвещения России от
22.03.2021 № 115.
Учебный план МБОУ СОШ р.п. Многовершинный для обучающихся
5 – 9 классов в условиях реализации ФГОС УО (ИН), реализующих АООП
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объѐм
аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных
предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их
освоение по классам и учебным предметам.
Учебный план составлен на основе 1 варианта АООП образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) по рекомендациям психолого-медико-педагогической
комиссии (далее - ПМПК), сформулированных по результатам его
комплексного психолого-медико-педагогического обследования в порядке,
установленном законодательством Российской Федерации.

Учебный год в МБОУ СОШ р.п. Многовершинный начинается
01.09.2025 и заканчивается 26.05.2026.
Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34
учебные недели.
Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти
дневной учебной неделе.
Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю
составляет в 5 классе – 29 часов, в 6 – 9 классах – 30 часов.
Общий объем учебной нагрузки составляет не более 5066
академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс).
Продолжительность урока (академический час) составляет 40 минут.
В МБОУ СОШ р.п. Многовершинный языком обучения является
русский язык.
С целью профилактики переутомления в календарном учебном
графике предусматривается чередование периодов учебного времени,
сессий и каникул. Продолжительность каникул в течение учебного года
составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Учебный план рассчитан на пятидневную учебную неделю.
Структура учебного плана включает:
1. Обязательную часть;
2. Часть, формируемую участниками образовательных отношений;
3. Коррекционно – развивающую область;
4. Внеурочную деятельность.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов обязательных предметных областей:
 Язык и речевая практика (русский язык, чтение (литературное чтение));
 Математика (математика, информатика);
 Естествознание (природоведение, биология, география );
 Человек и общество (основы социальной жизни, мир истории, история
отечества);
 Искусство (музыка, рисование (изобразительное искусство);
 Физическая культура (адаптивная физическая культура);
 Технология (профильный труд).
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования,
которое обеспечивает достижение важнейших целей современного
образования обучающихся с умственной отсталостью:

формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение
системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а
также его интеграцию в социальное окружение;

формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся,
приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным
ценностям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных

отношений, направлена на увеличение часов обязательной части учебного
плана.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи
учебных предметов, предусмотренных требованиями Стандарта к структуре
АООП МБОУ СОШ р.п. Многовершинный приведены в Адаптированной
основной общеобразовательной программе, рабочей адаптированной
образовательной программе по предмету.
Сроки освоения АООП ОО (1 вариант) МБОУ СОШ р.п.
Многовершинный обучающимися с умственной отсталостью составляют 9 лет
(I-IX классы):
I этап - 1 - 4 классы и дополнительный класс;
II этап - 5 - 9 классы.
На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь
предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех
учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко
выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в
учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся.
Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического
развития обучающихся, в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебные предметы обязательной части в учебном плане
представлены в полном объеме с соблюдением недельной часовой нагрузки по
каждому предмету.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся,
а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В соответствии
с психофизическими особенностями учащихся, их особыми образовательными
потребностями, учитывая мнение родителей (законных представителей)
отводятся на следующие учебные часы:
 в 5, 6 классах отводятся 1 час на математику, 1 час на русский язык;
 в 7,8, 9 классах 1 час на математику.
Коррекционно-развивающая область представлена коррекционными
занятиями, которые включают психокоррекционные занятия и занятия
ритмикой. Коррекционно-развивающее направление является обязательным и
поддерживает процесс освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) содержания АООП.
Психокоррекционные занятия (сенсорное развитие, предметнопрактические действия, двигательное развитие, альтернативная коммуникация)
психомоторики и сенсорных процессов) проводятся в объеме 4-х часов в
неделю. Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных
форм взаимодействия с учащимися, направленными на преодоление или
ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию
личности и межличностных отношений учащихся; формирование навыков
адекватного поведения.

Предмет Ритмика изучается в 5-9 классах в объѐме 1 часа в неделю.
Целью занятий по ритмике является развитие двигательной активности ребенка
в процессе восприятия музыки. На занятиях ритмикой осуществляется
коррекция недостатков двигательной, эмоциональноволевой, познавательной
сфер, которая достигается средствами музыкально-ритмической деятельности.
Занятия способствуют развитию общей и речевой моторики, ориентировке в
пространстве, укреплению здоровья, формированию навыков здорового образа
жизни у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области,
не учитывается при определении максимально допустимой недельной
нагрузки.
Продолжительность
коррекционно-развивающих
занятий
варьируется с учетом психофизического состояния ребенка и составляет до 25
минут.
Внеурочная
деятельность
является
неотъемлемой
частью
образовательного процесса в МБОУ СОШ р.п. Многовершинный. Время,
отводимое на внеурочную деятельность, составляет: в 5-9 классах – 2 часа в
неделю.
В соответствии с требованиями Стандарта внеурочная деятельность в
5-9 классах в МБОУ СОШ р.п. Многовершинный организуется по следующим
направлениям развития личности:
➢ Нравственное
➢ Социальное.
Организационные формы определены с учѐтом реальных условий,
особенностей обучающихся и потребностей обучающихся и их родителей
(законных представителей) - праздники, воспитательные мероприятия,
доступная проектная деятельность, часы общения, игры, викторины и т.д. При
организации внеурочной деятельности обучающихся используются
возможности
сетевого
взаимодействия
с
участием
организаций
дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта и пр. В
период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются
возможности организаций отдыха и оздоровления детей.
Организация
внеурочной
деятельности
в
учебное
время
осуществляется
педагогом-психологом,
учителями-предметниками,
классными руководителями, педагогами дополнительного образования и
советником по воспитанию.

Предметные результаты освоения АООП УО (вариант 1) образования
включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для
каждой предметной области, готовность их применения. Предметные
результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью не являются
основным критерием при принятии решения о переводе обучающегося в
следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений.
Предметные результаты освоения АООП обучающихся с легкой
умственной отсталостью разных нозологических групп (глухих,
слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих, с НОДА, РАС)
могут дифференцироваться в зависимости от особенностей сенсорной,
речевой, двигательной и эмоционально-волевой сферы обучающихся.
АООП УО (вариант 1) определяет два уровня овладения предметными
результатами: минимальный и достаточный.
Минимальный уровень является обязательным для большинства
обучающихся с умственной отсталостью. Вместе с тем, отсутствие
достижения этого уровня отдельными обучающимися по отдельным
предметам не является препятствием к получению ими образования по этому
варианту программы. В том случае, если обучающийся не достигает
минимального уровня овладения предметными результатами по всем или
большинству учебных предметов, то по рекомендации психолого-медикопедагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей)
образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по
индивидуальному плану или на АООП (вариант 2).
Формы
организации
образовательного
процесса
могут
предусматривать чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках
расписания.
Реализация вариативной части учебного плана обеспечивает
индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого
недоразвития, особенностей их эмоционального и психического развития,
интересов и склонностей.
Учебный план сохраняет преемственность изучаемых учебных
предметов на каждом уровне образования. В учебном плане предусмотрены
занятия в коррекционно-развивающей области. Отводимые на них часы не
входят в максимальную нагрузку. Расписание уроков составляется отдельно
для обязательной, коррекционно–развивающей областей и внеурочной
деятельности.
В учебном плане предусмотрены занятия в коррекционно развивающей области. Отводимые на них часы не входят в максимальную
нагрузку. Расписание уроков составляется отдельно для обязательной,
коррекционно –развивающей областей и внеурочной деятельности.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ следует понимать образовательную деятельность,
осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, направленную на
достижение планируемых результатов освоения адаптированной основной

общеобразовательной программы начального общего образования. Учебный
план внеурочной деятельности создается с учетом индивидуальных
потребностей, интересов обучающихся и возможностей образовательной
организации.
Промежуточная аттестация
Промежуточная аттестация обучающихся проводится в конце каждого
учебного периода по каждому изучаемому учебному предмету.
В процессе оценки достижения планируемых предметных результатов
используются
формы,
взаимно
дополняющие
друг
друга
(стандартизированные письменные и устные работы, проекты, практические
работы, творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения).
Формы промежуточной аттестации для учебных предметов, учебных и
внеурочных курсов, учебных модулей представлены в таблице:
Предметы, курсы,
модули
Русский язык
Чтение (Литературное
чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Мир истории
Основы социальной жизни
История Отечества
Рисование
(изобразительное
искусство)
Музыка
Адаптивная
физическаякультура
Профильный труд
Сенсорное развитие
Предметно-практические
действия
Двигательное развитие
Альтернативная
коммуникация

Ритмика

Формы промежуточной аттестации
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Среднее арифметическое накопленных текущих оценок и
результатов выполнения тематических проверочных работ
Текущий мониторинг динамики развития
Текущий мониторинг динамики развития
Текущий мониторинг динамики развития
Текущий мониторинг динамики развития
Текущий мониторинг динамики развития

Принято
Педагогический совет №1 от 08.08.2025г

Утверждаю:
Директор МБОУ СОШ р.п Многовершинный
И.А. Павлюкова
Приказ № 133 от 08.08.2025г.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН АООП УО (1 вариант) обучающихся V - IX классов
с легкой умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
МБОУ СОШ р.п. Многовершинный
на 2025-2026 учебный год
Основание: Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 № 1026 «Об утверждении
федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»

Класс
Учебный предмет /курс
Обязательная часть
Русский язык
Чтение (Литературное чтение)
Математика
Информатика
Природоведение
Биология
География
Основы социальной жизни
Мир истории
История Отечества
Музыка
Рисование (изобразительное искусство)
Адаптивная физическая культура
Профильный труд

Количество часов
V

Всего

VI VII VIII IX

4
4
4

4
4
4

4
4
3

4
4
3

4
4
3

20
20
17

-

-

1

1

1

3

2
2
2
2
2
7
29

2
2
2
2
2
7
29

2
2
2
2
2
7
29

4
6
8
10
2
6
1
2
10
33
142

1

1

1

7

1

1

1

2
5

30

30

30

149

5

5

5

25

1
1

1
1

1
1

5
5

2 2
- 2
2 2
- 2
1
2
2 2
6 6
Итого: 27 28
Часть, формируемая участниками
2 2
образовательных отношений:
Русский язык
1 1
Математика
1 1
Максимально допустимая годовая нагрузка (при
29 30
5-дневной учебной неделе)
Коррекционно-развивающая область
5 5
(коррекционные занятия и ритмика)
1. Сенсорное развитие
1 1
2. Предметно-практические действия
1 1

3. Двигательное развитие
4. Альтернативная коммуникация
5. Ритмика
Внеурочная деятельность:
Нравственное
«Разговоры о важном»
направление
Социальное
Профориентационный курс
направление
«Россия – мои горизонты»
Социальное
«Атлас профессий»
направление
Техническое
«Робототехника»
направление

1
1
1
2

1
1
1
2

1
1
1
2

1
1
1
2

1
1
1
2

5
5
5
10

1

1

1

1

1

5

-

1

1

1

1

4

0,5

-

-

-

-

0,5

0,5

-

-

-

-

0,5

Общий объем учебной нагрузки составляет 5066 часов за 5 учебных лет
при 5-дневной учебной неделе (34 учебных недели в году).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».